Заказать Гарантии Цены Оплата Контакты Портфолио
+7-960-341-92-72
info@na55555.ru
NA55555.ru Дипломные и курсовые работы на заказ!
Отзывы
Янита 23.09.2017
Запад показал, что он не самый надежный партнер, поэтому Россия начала...
Россия смотрит на Восток, а в образовании готовится новый стандарт по востоковедению
Алина 12.09.2017
Любая контрольная работа начинается с написания введения. Напишете об ...
Как писать контрольную работу
Евгений 11.09.2017
Здравствуйте, Андрей Нестеров, сколько будет стоить отчет, дневник и х...
Отчет по практике юриста
Милана 09.09.2017
Обратилась за помощью в повышении оригинала текста. Сколько не пыталас...
Перефразирование текста для Антиплагиата
Юлдуз 03.09.2017
Россияне крайне скептически относятся к обвинениям в адрес России во в...
Россия смотрит на Восток, а в образовании готовится новый стандарт по востоковедению
Закажи написание уникальной работы!
Просто заполни форму










Согласие на обработку данных

Основные принципы рынка

Андрей Нестеров :: 20.10.2010

Рынок - это особый механизм связи производства и потребления через куплю-продажу товаров. Основные принципы рынка заключаются в том, что каждый частный товаропроизводитель самостоятельно принимает ключевые решения о том, как производить, что и для кого. Однако результаты производства должны получить общественное признание в процессе купли-продажи товаров. Возникает фундаментальный вопрос экономической теории и практики, который можно сформулировать следующим образом: каков тот общественный механизм, который заставляет работника выполнять нужную для удовлетворения общественных потребностей работу, причем с высоким качеством и эффективностью?

Основные принципы рынка

Основные принципы функционирования рынка

Рыночный механизм основан на системе экономических стимулов и санкций, которые исходят от самого потребителя. Выбор потребителя признает или отрицает общественную значимость заключенного в товаре труда.

Поэтому основные принципы рынка с силой общественной необходимости заставляют обособленных производителей учитывать интересы потребителей их товаров, а также действия друг друга. Свобода принятия хозяйственных решений - исходное условие рынка, а подчинение определенным его законам - необходимое требование.

Общественный характер производства в условиях рыночной экономики определяется рядом факторов.

Во-первых, частные производители занимают определенное место в системе общественного разделения труда и взаимосвязаны между собой как части целого. Во-вторых, они используют ресурсы общества и находятся в определенной социальной среде.

В-третьих, общество в лице массы потребителей-покупателей определяет, в конечном счете, необходимость и эффективность каждого вида производства.

Таким образом, общественный характер производства реализуется в рыночной экономике не столько за счет прямого вмешательства государства от имени всех членов общества, сколько их взаимосвязями в рыночном механизме.

Попытка регулировать в экономике СССР все экономические отношения из единого экономического центра при помощи планово-административных методов столкнулась с рядом нерешаемых проблем. Кризис социалистической системы показал, что без общественного рыночного механизма невозможно эффективное использование ресурсов общества для удовлетворения его разнообразных потребностей. Основные рыночные принципы позволяют ликвидировать эти проблемы.

На весах истории решился вопрос о выборе одного из двух возможных способов общественного регулирования производства и потребления. Это проявляется в том, что экономика тех стран, где более высокое качество продукции и уровень жизни, строится по одним и тем же рыночным принципам при всем многообразии их вариаций.

Можно выделить основные принципы рынка, свойственные различным экономическим системам, достигшим зрелой рыночной формы. К ним относится, прежде всего, свобода предпринимательства. Она подразумевает возможность распоряжаться ресурсами производства, включая собственный талант и организаторские способности. Целью предпринимательства как особого вида деятельности служит прибыль, рост своего благополучия. Но ради этого требуется выполнить ряд условий рынка и удовлетворить общественные потребности. Таким образом, "эгоизм" отдельных предпринимателей ведет к росту благосостояния многих.

Указанный принцип предполагает, в свою очередь, мобильность всех видов ресурсов, включая и технологию, и свободные денежные ресурсы, и рабочую силу, и информацию. Соответственно движение ресурсов должно быть обеспечено такими институтами рынка, как банки, биржи, развитая торговая сеть, сеть коммуникаций и т.д. Все они служат для перераспределения ресурсов, их взаимосвязи в экономическом кругообороте и наиболее эффективного применения.

Критерием эффективного применения ограниченных ресурсов в рыночной экономике служит максимизация прибыли, которая одновременно является и стимулом для всех предпринимателей, и регулятором затрат.

Одним из ключевых моментов рыночной экономики являются свободные цены, которые формируются только рыночным механизмом спроса и предложения. Тем самым они связывают две стороны рынка (продавцов и покупателей) в одну систему, оказывая воздействие на каждую из них. Характер ценообразования отражает условия рынка и в случае государственного установления цен может возникнуть нарушение его механизма и внеэкономическая диктатура производства и потребления. Рыночные цены выполняют ряд важных функций, о которых будет сказано далее. Поскольку цена есть денежное выражение стоимости товаров, постольку в идеале предполагается устойчивость финансовой системы и денежного обращения.

Экономическую свободу сложно представить без определенной политической свободы и демократической модели государства. Сама эта модель предполагает, что выбор рыночных принципов для экономики есть выбор самих ее участников, то есть большинства населения. Они исходят из того, что рыночная экономика избавляет от товарного дефицита и стимулирует научно-технический прогресс, повышение качества товаров, особенно в гражданских отраслях. При других известных исторических типах социально-экономического устройства таких достижений достичь не удалось, а кроме того, более значительно ограничивалась свобода личности.

Таким образом, экономическая свобода и свобода личности - взаимосвязанные понятия, недостижимые друг без друга. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Рыночный обмен - условие реализации экономического интереса участников обмена. Только процесс обмена позволяет выявить и сопоставить затраты труда на производство того или иного продукта, оценить его количество, качество, признать эти затраты полезными и взаимовыгодными. Специализация человечества в производстве материальных благ и услуг позволяет быстрее и с меньшими затратами удовлетворить необходимые потребности. Как считал А.Смит, смысл подобного обмена можно расценить так: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе".

Исторические условия развития рыночных принципов

В неолиберальном теоретическом направлении конечным и самым общим определением рынка выступает трактовка его как сферы, в которой индивидуумы свободны действовать или обмениваться, будучи ограничены лишь правовыми нормами, в равной степени относящимися ко всем участникам рынка.

Рынок является достижением человеческой цивилизации, но следует помнить, что возникновение и становление рынка - это не столько результат волевых решений, сколько следствие очень длительного исторического развития.

Существует три исторических условия, которые сделали основные принципы рынка объективно необходимыми. Первое условие - общественное разделение труда и специализация отдельных видов производства. Этот процесс не имеет пределов и объективно связан с ростом производительности труда. Но в то же время разделение труда с неизбежностью требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие формирования рыночных отношений - это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара определенный эквивалент.

Третье условие сформировалось в период, когда в рыночную среду стали попадать ресурсы производства, вплоть до появления рынка рабочей силы, рынка технологий и, наконец, уже в наше время, рынка информации. Образовалась система рынков, взаимосвязанных между собой, когда положение на одном рынке влияет на состояние других. Таким образом, современная рыночная экономика представляет собой систему рынков с развитой инфраструктурой и мобильными коммуникациями, вовлекающую в свою орбиту новые виды ресурсов и достижения научно-технического прогресса.

Взаимосвязь принципов рынка с его функциями

Основные рыночные принципы находят свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.

Функции рынка:

- интегрирующая - состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности;

- регулирующая - предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики;

- стимулирующая - состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе - интенсификации производства, а эффективности функционирования всей экономики;

- ценообразующая - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его полезности;

- контролирующая - выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг;

- посредническая - обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя;

- информационная - дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок собирает и обрабатывает огромные объемы информации и выдает обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг;

- функция реализации интересов рыночных субъектов - обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя - в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

- функция экономичности - предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Роль основных принципов рынка в общественном производстве и их действие в рамках рыночного механизма

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в общественном производстве, которая сводится к следующему:

1) выдавать сигнал производству с помощью обратных "первичных" связей: что, в каком объеме следует производить;

2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4) "санитарная" роль рынка (сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств).

Принимая во внимание, что рынок есть определенный способ функционирования хозяйственной жизни, определенное ее динамическое состояние, необходимо признать, что в этом случае экономике должен быть свойствен ряд признаков (принципов), позволяющих характеризовать ее как рыночную.

Такими принципами являются:

1) наличие в экономике разнообразных форм собственности и многообразных форм хозяйствования;

2) обеспечение свободы хозяйственной деятельности, свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договоры, размещать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения, т.е. свободная купля-продажа;

3) формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены;

4) свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения;

5) полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;

6) наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб и предприятий, обслуживающих рынок;

7) сохранение значительного нерыночного сектора экономики наряду с распространением рыночных отношений;

8) последовательная интеграция национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей;

9) обеспечение со стороны государство социальных гарантий, предоставление свеем равных возможностей в "зарабатывании средств" и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены и конкуренции.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос, предложение и конкуренцию. Например, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается, и наоборот.


Комментарии

Добавить комментарий:

Имя:

Email: (обязательно!)

тэгидобавить смайлы

 


© NA55555.RU 2006-2017
При цитировании информации с сайта NA55555.RU ссылка обязательна.
Политика конфиденциальности